+7 (3537) 22-04-68,

+7 (3537) 22-02-84

@onps-orsk@mail.ru

80:

41.70

92:

41.60

95:

45.50

ДТ зима:

47.50



92 eeFuel:

42.20

95 eeFuel:

45.60

ДТ лето:

00.00

Своими силами


Своими силами
В конце сентября Омский нефтеперерабатывающий завод «Газпром нефти» получил
новое крупногабаритное отечественное оборудование. Его установят в строящемся
комплексе по гидроочистке дизельного топлива. Высокотехнологичное оборудование
позволит в два раза повысить производство зимнего дизельного топлива. Но гораздо
важнее этих 700-тонных аппаратов то, что будет внутри них: катализаторы. Ведь именно
они избавляют бензин и дизельное топливо от серы и соединений азота до стандартов
Евро-5 и выше. Благодаря этим процессам выхлопные газы машин меньше вредят
окружающей среде. Сегодня эти и другие катализаторы для ключевых процессов
нефтепереработки завозят из-за рубежа.
Российские нефтеперерабатывающие заводы сейчас используют в основном зарубежные
катализаторы, а последнее отечественное катализаторное производство появилось более
полувека назад. Это привело к отставанию от Запада и, в конечном итоге, зависимости от
импорта. До недавнего времени более 60% катализаторов каталитического крекинга и
более 90% катализаторов гидроочистки поставлялись в Россию из Европы и США. Если
говорить о процессах глубокой переработки, то здесь и вовсе стопроцентная зависимость.
Но ситуация начала меняться. Первой компанией, которая запустила производство
современного высокотехнологичного продукта, стала «Газпром нефть». Именно она
сегодня уверено теснит западных производителей одного из самых востребованных
катализаторов — каталитического крекинга, без которого невозможен выпуск
качественного бензина. 3 тыс. т катализаторов в год сегодня хватает для покрытия
потребностей собственных нефтеперерабатывающих заводов компании.
Освоив это производство, в 2016 году «Газпром нефть» первой в стране разработала и
успешно испытала катализаторы гидроочистки дизельного топлива. По словам Олега
Климова, заведующего лабораторией катализаторов нефтепереработки Института
катализа имени Борескова, руководившего разработкой и испытанием, создание
собственных катализаторов — крайняя необходимость.
«Любые санкции — и мы сразу будем вынуждены глотать вредные выхлопы. Это
совершенно неправильно. Без катализаторов нереально получать топливо по современным
стандартам. К тому же это достаточно большой рынок, а свое производство позволяет
создать много рабочих мест. В настоящее время достаточно серьезные ресурсы
подключены к производству отечественной продукции. Современные технологии
позволяют говорить, что она будет ничем не хуже импортной», — подчеркнул он.
Чтобы избавить отрасль от зависимости в зарубежной продукции, «Газпром нефть»
построит в Омске новый катализаторный завод. Будущее предприятие не только
обеспечит производство «топливных» катализаторов каталитического крекинга и
гидроочистки, но и впервые в России сможет производить катализатор для процессов
глубокой переработки.
Мощность будущего комплекса составит 21 тыс. т. Это позволит другим российским
нефтегазовым компаниям сократить импорт катализаторов примерно до 0–15%, тогда как
сейчас он составляет 70–100%. Но новый завод «Газпром нефти» способен не только
серьезно изменить российский рынок катализаторов.
Заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов
отмечает, что в данном случае речь идет больше чем об импортозамещении.
«Мы может говорить, что фактически производство переходит на новый этап — этап
опережающего развития, когда мы не просто совершенствуем технологии и не просто
замещаем зарубежные продукты, но и создаем новые под специфические для нашей
страны условия, с которыми не сталкиваются нефтяники других стран. Например, не
каждому государству нужно арктическое дизельное топливо. К тому же большие объемы
производства позволят в перспективе самим поставлять катализаторы за рубеж», — сказал
эксперт.

Проект «Газпром нефти» получил статус национального и поддержан правительством.
Компания активно сотрудничает с ведущими российскими научно-исследовательскими
институтами. Один из партнеров — Институт катализа имени Борескова. Разработки
компании защищены 48 российскими и международными патентами.
По словам Александра Фролова, возможность взаимодействовать с учеными — большое
преимущество отечественных катализаторов перед импортными. «Таким образом можно
оптимизировать, совершенствовать и улучшать свой продукт в кратчайшие сроки. Вся
необходимая документация, все данные под рукой. К тому же конкретные
производственные задачи для действующих предприятий, способных обеспечить
финансирование исследований — это фантастический стимул для укрепления и развития
научных школ внутри страны», — пояснил представитель Института национальной
энергетики.
Эксперты единодушны: предпосылок к снижению спроса на катализаторы, без которых
современная нефтяная промышленность просто немыслима, нет и не прогнозируется. Но
сегодня новые технологии, современное оборудование, надежная научная база
формируют в Омске по-настоящему прорывной проект, который гарантирует, что теперь
Россия, несмотря ни на что, всегда будет способна обеспечить себя качественным
бензином и дизелем.
Источник: АИ 92