+7 (3537) 22-04-68,

+7 (3537) 22-02-84

@onps-orsk@mail.ru

80:

41.70

92:

41.60

95:

45.50

ДТ зима:

00.00



92 eeFuel:

42.20

95 eeFuel:

45.60

ДТ лето:

46.10

Потерь не намечается


Потерь не намечается
Российские нефтяные компании пока не понесут существенных потерь от снижения цен
на нефть, которые сейчас опустились до уровня начала года — $57 за баррель. Наиболее
болезненным для них может стать обнуление субсидий за поставку топлива на
внутренний рынок, более того, при более низких ценах компании должны будут даже
доплачивать в бюджет. Но, по оценкам аналитиков, такая ситуация наступит только в
случае продолжительного снижения цены до уровней ниже $50 за баррель.
Падение цен на нефть ниже $60 за баррель на фоне торговой войны между США и Китаем
не окажет большого влияния на российскую экономику, считает глава Минэкономики
Максим Орешкин. «Этого бояться не стоит, потому что экономическая конструкция с
бюджетным правилом, с ценой отсечения выстроена для того, чтобы такие колебания
внешних рынков в меньшей степени касались российской экономики»,— сказал
чиновник. По бюджетному правилу все доходы, полученные при ценах выше $40 за
баррель, зачисляются в ФНБ, такой механизм призван снизить волатильность курса рубля.
Российские нефтекомпании действительно чувствуют себя комфортно при текущих ценах
на нефть. Так, НПЗ по-прежнему сохраняют право на получение демпфирующей
компоненты обратного акциза на нефть. Если сохранятся текущий курс доллара и
соотношение между ценами на нефть и моторные топлива, то демпфер по дизельному
топливу обнулится при цене Urals около $50 за баррель, по автобензину — при $45 за
баррель, отмечает Евгений Тыртов из Vygon Consulting. Отрицательный демпфер, то есть
когда компании должны будут доплачивать в бюджет, возникает, если цены экспортного
паритета опустятся ниже установленных в формуле демпфера базовых уровней (51 тыс.
руб. за тонну по автобензину и 46 тыс. руб. за тонну по дизтопливу), напоминает эксперт.
Сейчас оптовые цены на топливо, к примеру, в европейской части РФ находятся
несколько ниже указанных базовых уровней, уточняет он. Но при дальнейшем снижении
цен на нефть эффект на оптовые цены на топливо в РФ будет минимален. Из-за
отрицательного демпфера оптовые цены при прочих равных останутся на текущем
уровне, считает Евгений Тыртов.
Одновременно с падением цены на нефть 1 августа подскочили крэк-спреды на моторные
топлива на рынке Северо-Западной Европы, отмечается в отчете «Петромаркета». Так,
разница в ценах на автобензин АИ-92 и нефть увеличилась на $35 за тонну, на дизтопливо
и нефть — на $8 за тонну. Как следствие, отрицательный вклад падения стоимости нефти
в изменение демпфирующей надбавки на автобензин в августе (был в значительной
степени компенсирован ростом крэк-спреда, говорится в отчете. По мнению аналитиков
«Петромаркета», «это дает определенные основания надеяться, что наблюдаемое
снижение стоимости нефти не приведет к ощутимому падению демпфирующих надбавок
для российских производителей».
После кризиса 2016 года российские нефтекомпании стали закладывать в свои бюджеты
консервативные оценки цен на нефть. В конце прошлого года «Газпром нефть» заявляла о
сохранении в 2019 году инвестпрограммы при цене $50 за баррель, ЛУКОЙЛ же только в
этом году решил увеличить ориентир, заложив в бюджет цену $65 за баррель. Глава
«Роснефти» Игорь Сечин говорил в конце 2018 года, что компания закладывает в
консервативный сценарий цену $50–53 за баррель. В нефтекомпаниях не ответили на
запрос “Ъ”.
Однако при снижении цены до $50 за баррель и курсе 66 руб./$, по оценке Ангелины
Глазовой из «Атона», EBITDA нефтяных компаний в сегменте добычи сократится в
среднем на $1,7–2 за баррель (на 11–15%) по сравнению с ценой $60 и курсом 63 руб./$. В
сегменте нефтепереработки влияние будет более сильным: «НПЗ могут в теории оказаться
в обратной ситуации (по демпферу), и им необходимо будет осуществлять выплаты в
федеральный бюджет, это окажет дополнительное негативное воздействие на
рентабельность нефтепереработки, и она в результате может стать отрицательной». Такой

эффект возможен при текущих параметрах демпфера, но не исключено, что в стресс-
сценарии они будут вновь изменены, как это произошло недавно в рамках процесса
«донастройки» механизма (были снижены внутренние эталонные бенчмарки для бензина
и дизеля), рассуждает госпожа Глазова. Она отмечает, что за снижением цен на нефть
может последовать и сокращение инвестиций со стороны компаний: при сильном падении
в первую очередь могут пострадать вложения в геологоразведку, могут быть отложены
планы по освоению новых месторождений.
Источник: АИ92